Адъюнкт кафедры уголовного права ОмА МВД России
Сурихин П.Л.
Кто является субъектом заведомо
незаконного задержания предусмотренного ч. 1 ст.301 УК России?
В уголовном и
уголовно-процессуальном законодательстве точного ответа на данный вопрос не дается.
В уголовно-правовой литературе большинство авторов считают, что субъект
заведомо незаконного задержания – специальный и выделяют в основном следующих
конкретных субъектов данного состава преступления: орган дознания, следователь,
прокурор.
В 1939 году Верховный суд в определении по делу П.
указал, что статья о незаконном задержании может быть применена только к
представителю власти, незаконно использовавшему право задержания, а не к лицу,
которому такое право вообще не предоставлено.[1]
Современное российское законодательство
предусматривает два вида задержаний: административное и
уголовно-процессуальное.
Полный перечень лиц, обладающих правом
административного задержания, дан в ст. 241 КоАП
РСФСР. Следовательно, субъектом заведомо незаконного административного
задержания является строго определенное данной статьей должностное лицо.
Перечень лиц, которые обладают правом
процессуального задержания человека по подозрению в совершении преступления,
законом четко не определен. Из стст 127, 1271,
211, 122 УПК РСФСР можно установить, что таким правом обладают: следователь,
начальник следствия, прокурор, орган дознания. Соответственно каждый из них
является субъектом заведомо незаконного задержания. Некоторую сложность в связи
с пониманием субъекта заведомо незаконного задержания представляет собой
понятие органа дознания.
Органы дознания, перечень которых приводится в ст.
117 УПК РСФСР, можно разделить на две категории: 1) «физическое лицо», 2)
«коллективный орган». Предельно ясно, что орган дознания, представляющий собой
«физическое лицо», является субъектом заведомо незаконного задержания. Вместе с
тем вторая категория – «коллективный орган», где каждый орган дознания образует
сложную структуру функционально специализированных подразделений, не может
напрямую являться субъектом преступления, т.к. согласно ст. 19 УК России
уголовной ответственности подлежит только физическое лицо. Необходимо
установить, все ли, а если не все, то какие именно физические лица – сотрудники
«коллективного органа» дознания, имеют право процессуального задержания? В УПК
РСФСР по существу поставленного вопроса указаний на какие-либо ограничения не
содержится.
Подробнее рассмотрим субъект заведомо незаконного
уголовно-процессуального задержания на примере конкретного органа дознания – милиции.
Согласно стст 10, 11 Закона РФ «О милиции»
обязанности и права для всей милиции определены единые, в числе которых право
задерживать в соответствии с процессуальным законом лиц, подозреваемых в
совершении преступления. Из этого следует, что правом процессуального
задержания человека, подозреваемого в совершении преступления, наделен каждый
сотрудник милиции. Однако человеку, реально знакомому с практической
деятельностью милиции, трудно представить, например, сержанта
патрульно-постовой службы либо офицера паспортно-визовой службы, который
составляет протокол о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления
в порядке ст. 122 УПК РСФСР. Подобной ситуации есть объяснение в ст. 18 Закона РФ «О милиции», где
говорится, что «сотрудник милиции выполняет обязанности и пользуется правами
милиции, предусмотренными настоящим Законом, в пределах своей компетенции в
соответствии с занимаемой должностью».
Но в той же ст. 18 Закона РФ «О милиции» содержатся
важные дополнения: в ч. 2 уточняется, что в случае обращения граждан с
заявлениями о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в
случае непосредственного обнаружения таких событий сотрудник милиции независимо
от занимаемой должности, обязан принять меры к задержанию лица подозреваемого в
совершении данных действий; в ч. 3 уточняется, что для выполнения служебных
обязанностей, установленных ч. 2 ст. 18, сотрудник милиции может использовать
все права милиции, предусмотренные настоящим Законом. Из этого следует, что
каждый сотрудник милиции имеет право процессуального задержания лица,
подозреваемого в совершении преступления, в определяемом ст. 122 УПК РСФСР
порядке. И пока самим законодателем в эти вопросы не будет внесена ясность,
сотрудникам следует придерживаться принципа допустимости всех действий милиции,
которые очевидно вытекают из содержания соответствующего правомочия.
Что касается других «коллективных органов»
дознания, то, на наш взгляд, какие-либо дополнительные разъяснения здесь будут
излишними. Каждый сотрудник органа дознания обладает правом процессуального
задержания человека по подозрению в совершении преступления, как это определяет
ст. 122 УПК РСФСР. Данное право предоставлено законом федерального уровня, и
любое умаление данного права будет незаконным. Таким образом, каждый сотрудник
органа дознания является субъектом заведомо незаконного
уголовно-процессуального задержания, предусмотренного ч. 1 ст. 301 УК России.
[1] См.: Вопросы уголовного права и процесса в практике Верховных судов СССР и РСФСР (1938-1969). – М., 1971. – С.219.